Применение качественных инженерно-строительных материалов – одно из основных условий эффективной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Новости 23.11.2018

22 ноября в Москве прошла II Международная конференция «Органические вяжущие в дорожном строительстве».

В мероприятии приняли участие советники генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Евгений Дамье и Станислав Мамулат, главный инженер ФКУ «Центравтомагистраль» Росавтодора Константин Могильный, руководитель группы исследования строительных материалов дорожно-строительной компании «ВАД» Денис Колесник, начальник центральной строительной лаборатории АО «Труд» Анатолий Тараненко. Также среди спикеров были представители ООО «Газпромнефть – Битумные материалы», группы компаний «АБЗ-1», ООО «Роснефть-битум», Московского автомобильно-дорожного государственного технического института (МАДИ), Российского университета нефти и газа и других производственных и научных организаций.

Федеральное дорожное агентство на данной дискуссионной площадке представлял советник руководителя Росавтодора Алексей Торощин. В своем выступлении он сделал акцент на итогах реализации в 2017-18 гг приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и рассказал о его «преобразовании» в статус национального с начала следующего года.

«Согласно сформированным еще в 2016 году показателям, к концу первого года осуществления проекта доля протяженности дорог агломераций, соответствующих нормативному состоянию, ожидалась на уровне 44%. В итоге план был перевыполнен, и составил 52,5%. В этом году планка была поднята до 61,3%, но уже сейчас, когда завершается подведение итогов, мы видим, что значение превысит 62,5%», - отметил Алексей Торощин.

Если проект «Безопасные и качественные дороги» получил распространение только в 38 крупнейших городских агломерациях с численностью населения от 500 тысяч человек, то новый национальный проект будет осуществляться на территории 83 субъектов Российской Федерации, в том числе охватит 104 городские агломерации – все административные столицы субъектов Российской Федерации и города России с населением свыше 200 тысяч жителей. Учитывая важность реализации национальных целей, а также запланированный объем, масштаб и географию работ, необходимо заблаговременно подготовить соответствующие ресурсы, обеспечив при этом их качество. Это одинаково актуально для автодорог всех уровней подчинения.

В части дорожно-строительных материалов особое внимание и одновременно беспокойство вызывает обеспечение дорожников качественным битумом.

«Как известно, свойства битума являются основополагающими для приготовления качественной асфальтобетонной смеси и определяющими ее основные эксплуатационные характеристики. С началом применения с 1 сентября 2016 года Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и соответствующих стандартов на исходные материалы для асфальтобетона, в том числе на битум, заказчики всех уровней должны формировать требования в проектной документации на основании новых действующих стандартов, - сказал Алексей Торощин. - Что немаловажно, их применение должно обеспечить соблюдение новых межремонтных сроков по ремонту и капитальному ремонту, которые увеличены до 12 и 24 лет соответственно».

Контроль качества работ и применяемых материалов на соблюдение ТР ТС 014/2011 будет осуществляться силами подведомственных Федеральному дорожному агентству учреждений, в том числе с применением лабораторного контроля. Также планируется осуществлять строительный контроль с привлечением всех возможных экспертных и научных организаций, задействовав дорожные кафедры технических вузов.

Важной остается тема ценообразования на битумы. При реализации задач нацпроекта к ее решению стоит подойти, обеспечив контроль ценообразования, что особенно актуально для битумных вяжущих, так как нельзя в полной мере считать битум рыночным товаром – скорее стратегическим. В связи с этим, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет организован мониторинг цен на строительные материалы и стоимость работ в целом. Участие в реализации этой задачи помимо Минтранса РФ и Росавтодора будет возложено на ФАС России и Минпромторг России.

При этом, не секрет, что расценки на асфальтобетон зафиксированы в сметном расчете и не могут быть пересмотрены на этапе реализации объекта. То есть при увеличении спроса на битум в летний период и росте его цены, стоимость самого контракта не меняется, что приводит к негативному влиянию на реализацию дорожного строительства – увеличиваются риски применения некачественной продукции, либо срыва сроков реализации объектов.

Для устранения проблемы, с учетом доведения трехлетнего финансирования по национальному проекту, рекомендуется объединять дорожные работы на участках, расположенных в относительной близости, в один лот сроком исполнения три года, чтобы подрядная организация, выигравшая на торгах, имела возможность долгосрочно планировать свою деятельность, избегая проблем с обеспечением объектов материальными и другими ресурсами.

Еще один актуальный вопрос – техническая возможность подрядных организаций соответствующего хранения и разогрева значительных запасов битумных вяжущих без потери их качественных характеристик. Здесь видится несколько путей решения – увеличение мощностей нефтеперерабатывающих предприятий по выпуску битумов с учетом пиков спроса, расширение сети битумных терминалов, развитие логистики и сети малых установок по производству битума.

"Уверен, что совместными усилиями за последующие 6 лет нам предстоит совершить качественный рывок в развития дорожного хозяйства страны и обеспечении безопасности дорожного движения, который ощутит каждый житель России. Не сомневаюсь, что задачи национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с учётом опыта дорожников и поддержки государства и общества будут реализованы", - резюмировал в своем выступлении Алексей Торощин.

left
right