Новости с сайта Росавтодора

В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации состоялся круглый стол по вопросам финансового обеспечения федерального и региональных дорожных фондов в 2018 – 2021 годах и развитию отечественной дорожной отрасли, в том числе в рамках реализации национальных проектов.

В мероприятии приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Игорь Костюченко, заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных министерств и ведомств.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко проинформировал о структуре и источниках формирования Федерального и региональных дорожных фондов.

Так, согласно сведениям Федерального казначейства, за период с 2015 по 2017 гг. суммарный объем Федерального дорожного фонда составил 1,9 трлн рублей. В том числе в 2015 г. – 615 млрд руб., в 2016 г. – 629 млрд руб., в 2017 г. – 685 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований на 2018 г. установлен в размере 709 млрд руб. В соответствии с проектом бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. эта цифра составит в 2019 г. 798 млрд руб., в 2020 г. – 786 млрд руб., на 2021 г. — 885 млрд руб.

«Существенное увеличение объема Федерального дорожного фонда вызвано необходимостью реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и национального проекта «Безопасные и качественные дороги», которые разработаны во исполнение майского Указа Президента», — сказал он.

Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, принятым в октябре этого года, перед дорожниками страны поставлены амбициозные задачи.

Доля автомобильных дорог, работающих без перегрузки, в общей протяженности международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» к 2024 году должна вырасти до 67 процентов, сейчас этот показатель значительно меньше – более чем в два раза. Всего планируется построить и реконструировать 958,8 километра федеральных трасс, увеличив долю автодорог первой категории на маршруте «Европа - Западный Китай» на 1,8 процента. Будет снижена протяженность автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, – на 249,8 километра. Кроме того, предстоит связать дорогами федерального значения административные центры с точками экономического роста. Новых автодорог должно стать на 395,6 километра больше.

В план также включены автодорожные мосты – намечено строительство и реконструкция 32 мостовых сооружений на федеральных дорогах.

Кроме того, за шесть лет федеральным дорожникам предстоит также создать 12 автодорожных обходов крупных городов, построить 21 двухуровневый переезд на пересечениях железных дорог с федеральными трассами.

В части дорожных фондов субъектов РФ, Игорь Костюченко отметил, что суммарный объем финансирования дорожного хозяйства регионов за период с 2015 по 2017 год составил 2,1 трлн рублей. В 2018 году консолидированный бюджет региональных фондов установлен в размере 971,2 млрд рублей.

«Хочу также остановиться на новом источнике формирования региональных дорожных фондов, который вводится с 2019 года: доходы от штрафов за нарушения правил дорожного движения. По состоянию на 1 сентября 2018 года в бюджеты субъектов РФ были зачислены указанные штрафы на общую сумму в 44,1 млрд рублей», – добавил он.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов рассказал о текущей ситуации с финансированием автомобильных дорог федерального значения. По его словам, переход Федерального дорожного агентства по решению Правительства РФ на заключение долгосрочных контрактов на содержание и ремонт федеральных трасс обеспечил стабильную систему их содержания и стимулировал дорожные организации совершенствовать свою техническую, технологическую и кадровую базу. «В результате за период с 2012 по 2017 год доля протяженности дорог Федерального дорожного агентства, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась в два раза – с 38 до 78 процентов, а в 2018 году она превысит 80 процентов. В ближайшие годы эта задача должна быть решена в полном объеме», – сказал он.

Дмитрий Прончатов также обратил внимание участников круглого стола на предстоящее начало реализации нового национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартует с 2019 года.

По его словам, национальным проектом предусмотрено охватить все регионы Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Проект предусматривает осуществление мероприятий по ремонту автодорог в городских агломерациях, образуемых 104 городами – центрами субъектов РФ и городами с населением свыше 200 тысяч человек.

При реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет учтен весь положительный опыт другого проекта – «Безопасные и качественные дороги», который позволил существенно решить проблему плохих автодорог и снизить аварийность в 36 крупнейших городских агломерациях России. «Таким образом, учитывая все типы трансфертов, которые выделяются на поддержку региональных и муниципальных дорог, а также средства нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», общий объем финансирования направляемого государством на приведение в нормативное состояние дорог субъектов составит практически 500 млрд рублей ежегодно», – заключил заместитель руководителя Росавтодора.

В заключение круглого стола Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин отметил, что тема обсуждения является актуальной и для Совета Федерации как палаты регионов, и для субъектов РФ. По итогам мероприятия будут подготовлены рекомендации с учетом прозвучавших предложений, которые будут направлены в Правительство РФ, сообщил он.

Федеральное дорожное агентство, проводя дорожные работы, особенно если речь идет об участках трасс, находящихся в непосредственной близости к жилой застройке, водоемам и лесам, заботится о состоянии окружающей среды. Так, при проектировании нового участка дороги А-121 «Сортвавала» в Республике Карелия (км 424 – км 445) дорожники учли особенности территории:

- Оптимизация объемов буровзрывных работ позволила нам обеспечить обратную засыпку на участках замены слабых грунтов и при этом, максимально сохранить уникальный природный ландшафт. Укрепление внешних откосов выемок на отдельных участках дороги выполнялось скальной породой, полученной при буровзрывных работах. Благодаря этому подходу трасса «Сортавала» не утратила свой статус одной из самых живописных дорог России, - рассказал Сергей Марков, заместитель начальника ФКУ Упрдор «Кола».

Также при строительстве указанного участка в реку Келокоски было выпущено около 300 особей молоди рыбы кумжи. Такая практика компенсации возможного ущерба водным биоресурсам применяется по всей России. В общей сложности в 2018 году в водоемы Карелии, Мордовии, Мурманской, Владимирской, Нижегородской и Курской областей выпущено порядка 700 тыс. мальков сига, семги, озерного лосося, щуки, стерляди и т.д.

Кроме того, приводя в порядок мосты, специалисты обязательно устраивают или обновляют уже имеющиеся очистные сооружения.

Вместе с работами по сохранению и увеличению популяции рыбы в реках и озерах, расположенных рядом с федеральными трассами, дорожники занимаются высадкой зеленых насаждений. К примеру, только в этом году в Курской области и Республике Алтай высажено около 2,5 тыс. многолетних деревьев.

Еще одно обязательное для Росавтодора мероприятие – работы по ликвидации шумовых загрязнений. Для этого в текущем году вдоль автодорог федерального значения в Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Нижегородской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях и республиках Адыгея и Дагестан установлены акустические экраны протяженностью около 500 км.

Министерство транспорта РФ представило 30 октября паспорт государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) на слушаниях в Общественной палате России. Проект предполагает развертывание до 2024 года на федеральных трассах 387 пунктов АСВГК. В министерстве отметили, что АСВГК создается изначально на основе требований бизнес-сообщества и является частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов пояснил в ходе обсуждения, что создание АСВГК продиктовано необходимостью соблюдения владельцами транспортных средств действующих весогабаритных параметров. От этого зависит безопасность миллионов участников дорожного движения, равные условия для законопослушных предпринимателей и сохранность дорог. «Работа над этим проектом идет в течение трех лет, и сегодня благодаря активной позиции бизнес-сообщества мы выходим на этап согласования паспорта проекта и технических требований к АСВГК, которые формируются на основании требований самих грузоперевозчиков и грузоотправителей», - пояснил он. По его словам, инвестиции государства в поддержание в нормативном состоянии дорожной сети при чрезмерной загрузке транспортных средств не приведут к ожидаемому результату. «Перегруз приводит к разрушению автодорожной инфраструктуры раньше установленных сроков. С этой точки зрения создание АСВГК повлечет формирование механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог всех уровней - федерального, регионального и местного, что позволит обеспечить достижения целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», - добавил Иннокентий Алафинов.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов отметил, что развитие сети весогабаритного контроля посредством устройства автоматических пунктов действительно является одной из приоритетных задач в части поддержания нормативного транспортно-эксплуатационного состояния трасс, а также выразил готовность общения ведомства с бизнес сообществом в целях выстраивания эффективной государственной системы весогабаритного контроля.

Противники АСВГК – нарушители давно установленных законодательных норм, отметил председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию автомобильной грузовой и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак. «Всем честным предпринимателям понятно, что АСВГК нужна, но ее работа должна быть понятной и прозрачной. Сейчас складывается правильный диалог между государством и бизнесом, очень важный для отрасли, ничего подобного в прошлом не происходило. Минтранс России открыто обсуждает параметры работы АСВГК с рынком и на начальном этапе разработки паспорта проекта принял большинство требований предпринимателей», - отметил Борис Рыбак.

Бизнес-сообществом выработаны обязательные критерии к государственной системе весогабаритного контроля, рассказала исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. «Ряд из них уже учтены в приказе Минтранса России об АСВГК, опубликованном в марте 2018 года, другие включены в паспорт проекта в качестве обязательных регламентов для технического задания к системе. В частности, погрешность измерений учитывается в пользу перевозчика. Далее владельцы большегрузов будут оперативно получать информации о зафиксированном нарушении. Сейчас мы обсуждаем способ информирования. Возможно, это будут СМС или электронное письмо о превышении весогабаритных характеристик. В план реализации проекта включены наши требования о тестовом периоде. В течение трех месяцев с момента запуска пункта контроля перевозчиков не должны штрафовать, но в этот период должна приходить информация о зафиксированном превышении параметров», - пояснила Федоткина. По ее словам, перевозчики совместно с Минтрансом разрабатывают варианты процедуры оспаривания, для которой будут использоваться данные коммерческих весов, установленных в распределительных центрах и складах, и этим данным необходимо придать юридическую значимость.

Иннокентий Алафинов поддержал просьбу СЭЛ и МОЭС о проведении целой программы пилотных испытаний для более точного определения требований к АСВГК. В рамках тестов, в частности, будет отработано взаимодействие с коммерческими весами крупных грузоперевозчиков.

В Федеральном дорожном агентстве проведена процедура обязательного согласования нового отраслевого дорожного методического документа «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях» (ОДМ 218.3.102-2017).

ОДМ разработан по инициативе специалистов МАДИ с участием представителей Тихоокеанского государственного университета и дорожно-строительных предприятий в целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Текст методических рекомендаций прошел согласование на научно-техническом совете Росавтодора, при этом сам документ носит исключительно рекомендательный характер.

Цель подготовки ОДМ 218.3.102-2017 – увеличение продолжительности строительного сезона автомобильных дорог путем надлежащего исполнения технологических процессов производства работ, позволяющих устраивать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей при неблагоприятных погодных условиях, при которых температура окружающего воздуха находится в интервале от 5 ºС до минус 10 ºС или имеет место выпадение осадков в виде дождя или снега.

Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации ОДМ 218.3.102-2017 уже рекомендован к применению.

С полным текстом отраслевого документа можно ознакомиться на сайте Федерального дорожного агентства.

Торжественную церемонию награждения провели в преддверии профессионального праздника в Казани в ходе международной специализированной выставки «Дорога 2018». Памятные медали лучшим представителям отрасли, людям, внесшим значительный личный вклад в развитие дорожного хозяйства страны, вручили министр транспорта РФ Евгений Дитрих, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк,член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Алексей Русских и член Комитета Государственной Думы РФ Сергей Тен.

Работу Валентина Иваненко по развитию сети трасс Дальнего Востока отметили в номинации «За заслуги в реализации крупных проектов дорожно-транспортной инфраструктуры». За вклад в развитие региональных автомобильных дорог России медалью А.А. Николаева наградили Российскую ассоциацию территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор» в лице генерального ди⁠ректора Игоря Старыгина. В номинации «Дороги жизни» ведомственной награды удостоен советник генерального ди⁠ректора по развитию сети автомобильных дорог федерального и областного значения акционерного общества «Дороги Черноземья» Василий Говоров.Медаль А.А. Николаева за личный вклад в развитие региональной дорожно-транспортной инфраструктуры Татарстана вручили Ильфару Гильмутдинову. Начальник технического отдела подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» Ольга Базнамина поднялась на сцену за наградой в номинации «Семейный стаж».