Новости с сайта Росавтодора

Дороги в России в ближайшие годы перейдут на новые межремонтные сроки службы покрытий, которые увеличатся до 12 лет (сейчас максимальный межремонтный цикл – шестилетний). По данным Росавтодора, в числе факторов удвоения продолжительности эксплуатации и повышения устойчивости трасс к нагрузкам: новые ГОСТы, система «Платон» и усиление весогабаритного контроля.

По заказу Минтранса России и Росавтодора подготовлено более 170 новых ГОСТов, которые гармонизировали нормативную базу отрасли в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Это беспрецедентные изменения - более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.

За последние пять лет количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось на 63%. Для увеличения сроков службы построенных и отремонтированных дорожных покрытий применяются технологии стабилизации грунтов, укрепления дорожного полотна, используются геосинтетические материалы и методы регенерации. Успешно адаптирована в России методология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, которая в нашей стране получила название «СПАС». В прошлом году этот метод был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.

Как отмечают в Росавтодоре, залогом повышения качества и долговечности автомобильных дорог также является возмещение вреда дорожному покрытию, который наносят тяжеловесные фуры. Для этого запущена государственная система «Платон», благодаря сборам которой уже удалось отремонтировать более 1 тыс. самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. Еще в 19 субъектах начался долгожданный ремонт 23 аварийных путепроводов, а также строительство 7 новых мостов.

Параллельно с системой «Платон» для обеспечения сохранности дорог развертывается система весогабаритного контроля, которая насчитывает уже 74 пункта и направлена на предотвращение выезда на трассы нагруженных сверх нормативов грузовых транспортных средств. Например, уже за пять месяцев работы таких пунктов автоматического контроля в Вологодской области удалось в 4 раза снизить количество нарушений. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков.

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт в интервью информационному агентству RNS рассказал о ситуации в дорожной отрасли, приоритетных федеральных стройках, а также преображении региональных дорог на средства системы «Платон».

Стратегия развития дорожного хозяйства до 2030 года предполагает ежегодный прирост федеральных дорог на 3,8 тыс. километров. Не считаете ли это слишком амбициозным в условиях жесткой экономии бюджета?

В этом году новая концепция развития дорожного хозяйства России будет утверждена и начнется ее реализация. Эта программа войдет в глобальную стратегию развития страны. Макроэкономическая оценка наших партнеров-разработчиков из Центра стратегических разработок показывает, что в результате реализации наших планов возможно добиться роста экономики страны на 1 процентный пункт ВВП. Для этого от дорожного хозяйства потребуется ежегодный существенный прирост труда, капитала и совокупной факторной производительности отрасли. Нужно добиться ежегодного прироста нового строительства трасс более чем на 3 тыс. километров. К 2030 году протяженность автомагистралей и скоростных автомобильных дорог с разрешенной скоростью 110 км/ч и более должна увеличиться до 20 тыс. километров. А доля автомобильных дорог, являющихся частью международных транспортных коридоров, по которым может осуществляться движение беспилотных транспортных средств, составит около 10 тыс. километров.

Кого-то эти планы и цифры могут шокировать, но это прогнозная оценка. Чтобы добиться этих результатов, надо начинать уже сейчас. Для сравнения, сегодня в работе у Росавтодора более 2 тыс. строящихся километров федеральных дорог. В случае увеличения объемов финансирования мы легко сможем передвинуть сроки ввода их в эксплуатацию на ближайшую перспективу. Кроме того, за счет субсидий и трансфертов Росавтодора регионы построят более 1 тыс. километров дорог регионального значения.

Как оцениваете сегодня ситуацию в российской дорожной отрасли? Она позволяет это сделать?

Мы видим, что ситуация в экономике стабилизируется, это видно и по подрядным организациям, и по региональным заказчикам — отрасль удалось удержать такими большими стройками, как Крымский мост, так как по сути все крупные мостостроительные организации страны работают там сегодня на субподрядах. Мостостроители — это элита в отрасли, их тяжело сначала сокращать, а потом набирать снова.

Сегодня есть предпосылки, что начнется рост в отрасли. Правительство РФ переходит на методы проектного управления, которое предполагает усиление межведомственной работы, поиск необходимых ресурсов для выполнения ключевых показателей развития дорожного хозяйства.

В какую цену сегодня обходится бюджету строительство километра федеральной дороги и как это соотносится с расценками в развитых странах?

За последние два года нам удалось добиться снижения затрат на стройку примерно на 12%. Средняя стоимость километра федеральной дороги второй технической категории (самой распространенной в нашей стране) в однополосном исчислении в 2016 году составила 44 млн рублей. Ранее средняя цена за километровую полосу дороги в России оценивалась в размере более 50 млн рублей. Если говорить о реконструкции дорог, то стоимость таких работ сейчас для второй технической категории трассы еще меньше – 38,2 млн рублей за километр.

Россия далеко не в лидерах среди стран с самыми дорогостоящими трассами. У нас строительство обходится примерно в 2 раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. При пересчете на рубли в США километр дороги обходится примерно в 127 млн руб., в Канаде – в 163 млн руб., в Германии – в 81 млн руб.

В этом году на федеральной дорожной сети впервые за последние два года планируется начать строительство новых дорожных объектов. Что это за объекты и какова будет стоимость строительства?

Успешно прошли госэкспертизу 40 объектов новых федеральных дорожных объектов строительства протяженностью 220 километров. На их реализацию потребуется около 80 млрд рублей. В числе первоочередных и наиболее значимых объектов: ликвидация последнего грунтового разрыва на трассе «Сортавала» в Карелии, продолжение реконструкции 35-километрового участка трассы «Скандинавия» в Ленинградской области, строительство 16-километрового участка трассы «Холмогоры» в Вологодской области. На трассе «Кавказ» предполагается строительство трех участков в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии общей протяженностью более 50 километров. В Татарстане планируется строительство 10-километрового участка трассы «Волга». В Амурской области готов к стройке 27-километровый участок трассы «Лена» между Невером и Якутском.

Довольны ли вы темпами освоения средств по строительству Крымского моста?

Еженедельно мы осуществляем контроль и понимаем, что идем четко в графике, а по некоторым позициям даже формируем задел, несмотря на тяжелые погодные условия, аномальные холода в Крыму, штормовую нагрузку в районе пролива. Сегодня все контрактные обязательства, все планы по финансированию выполняются точно и в срок. С момента подписания госконтракта в феврале 2015 года строительство профинансировано почти на 116 млрд рублей. Это более 50% от суммы контракта. На данный момент приняты выполненные работы на сумму 55 млрд рублей.

Может ли измениться стоимость проекта, сроки его реализации?

Нет, не может. Нам часто задают этот вопрос исходя из какого-то стереотипа, что стройки срываются по срокам и приводят к увеличению финансирования. То, что объекты дорожают – это миф в сфере проектов Росавтодора. Мы были заказчиком десяти дорожных объектов в Сочи к Олимпийским играм, и ни по одному из этих объектов не было увеличения сметной стоимости ни на рубль и срыва сроков ввода их в эксплуатацию. Несколькими годами ранее при подготовке к саммиту АТЭС ни один объект не был сдан в эксплуатацию с отклонением от графиков или изначальной сметы.

Какое финансирование планируется выделить на Крымский мост в этом и следующем годах?

В этом году на его строительство предусмотрено 60 млрд рублей. Эта сумма выделяется в рамках ФЦП развития Крыма и Севастополя и не превышает 12% от всего бюджета Росавтодора. На вторую половину этого строительного сезона мы планируем начать асфальтирование проезжей части на некоторых участках объекта. Также будет завершено сооружение опор автодорожного моста и фарватерных опор в судоходной части пролива. Ключевая технологическая операция этого года — перевозка и установка на фарватерные опоры железнодорожной и автодорожной арок.

На следующий год предусмотрено более 40 млрд рублей.

Как вы оцениваете работу системы «Платон»? Какой объем средств от «Платона» ожидаете привлечь в 2017 году?

Возврат к изначальному тарифу в системе «Платон» позволит расширить перечень регионов, которые получат дополнительное финансирование на свои дороги. По итогам года в дорожный фонд планируется собрать около 30 млрд рублей, что значительно превосходит показатели первого года работы системы «Платон», а ведь в прошлом сезоне удалось отремонтировать более 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. Еще в 19 субъектах началась беспрецедентная кампания по ремонту и реконструкции 30 аварийных мостов и путепроводов. Уже отремонтированы мост через р. Алей в Алтайском крае и два мостовых сооружения в Карачаево-Черкесии. Завершены строительство путепровода в районе железнодорожного вокзала Брянска.

Также в прошлом году удалось успешно завершить возведение Затонского моста через р. Белая в Уфе. С его вводом расширились перспективы жилищного строительства и улучшилась транспортная ситуация. Жители и гости столицы Башкирии могут беспрепятственно въезжать в город со стороны федеральной трассы «Волга». Автомобилисты до ввода моста стояли в пробках. Это мост облегчил жизнь тысяч автовладельцев и горожан.

Летом этого года откроется движение транспорта на Борском мосту в Нижнем Новгороде. Другая ближайшая переправа через Волгу находится в Чебоксарах, поэтому открытие этого моста - задача стратегической важности. Это удобство не только для жителей одного региона, но и для огромного числа грузоперевозчиков.

Кроме того, до конца 2017 года на средства системы «Платон» будут отремонтированы 20 аварийных мостов в Удмуртии, Бурятии, Чечне, Чувашии, Самарской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Краснодарском крае. Без дополнительного финансирования за счет сборов «Платона» ремонт этих мостов был бы невозможен в ближайшее десятилетие.

Как оцениваете влияние системы «Платон» на рынок грузоперевозок?

В 2016 году в сравнении с прошлым сезоном прирост объемов перевозки грузов автотранспортом составил 1,8%. В числе факторов, благодаря которым удалось добиться такого результата следует отметить тенденцию к «обелению» рынка грузоперевозок в результате запуска системы «Платон», которая сократила объем демпинга и вывела часть перевозчиков из теневого сектора. Цифры статистики опровергают миф о снижении активности на этом рынке.

За год работы системы «Платон» количество зарегистрированных в ней грузовиков удвоилось – до 800 тыс. машин. Охват «целевой аудитории» проекта на сегодняшний день составляет 80%. Этот результат следует признать успешным. Сейчас система вызывает недовольство только у серого сегмента рынка, на «обеление» которого она направлена.

Сколько сейчас одобрено проектов ГЧП в регионах? По каким объектам определены частные соинвесторы?

Межведомственной комиссией при Минтрансе России было одобрено софинансирование в 2017 году за счет сборов системы «Платон» трех региональных дорожных ГЧП-проектов. Это обход г. Хабаровска и мост через реку Обь в Новосибирске, а также участок дороги Пермь – Березняки, включая транспортный обход столицы Пермского края. Общая протяжённость этих объектов составляет 42,5 километров. Объем федерального софинансирования, разбитый по годам строительства составляет 55 млрд рублей. Не менее 15% финансирования в каждом проекте составляют частные инвестиции. Надо сказать, что без решения правительства РФ о возвращении с апреля этого года изначального тарифа в системе «Платон» государственная поддержка этих беспрецедентных по важности для регионов проектов была бы не возможно. В 2017 году Росавтодор ожидает заявки на софинансирование за счет средств системы «Платон» региональных дорожных ГЧП-проектов в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Вологодской, Самарской и Тюменской областей. Заявки принимаются в два этапа – не позднее 15 апреля или не позднее 15 августа. Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, УК «Лидер» и другие финансовые институты уже проявляют интерес к будущим региональным инвестпроектам. Кроме того, иностранные инвесторы из Китая, Италии, Испании, Финляндии и Южной Кореи интересуются региональными дорожными ГЧП-проектами в России.

3 марта состоялось первое в 2017 году заседание Коллегии Росавтодора с участием первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха, главы Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, депутатов Государственной Думы РФ Александра Васильева и СергеяТена, председателя Общественного совета при Росавтодоре Георгия Бооса, представителей контрольно-надзорных органов, отраслевых объединений и организаций в сфере дорожного хозяйства из более чем 30 регионов страны.

На открытии мероприятия Евгений Дитрих напомнил федеральным дорожникам о предстоящем переходе отрасли на новые нормативы по ремонту и содержанию дорог. Данное преобразование направлено на увеличение межремонтных сроков службы покрытий федеральных дорог до 12 лет. Расчетная экономия бюджета благодаря переходу на новые нормативы составит около 15 млрд рублей в год.

Как подчеркнул Роман Старовойт, данная работа взаимоувязана с развитием системы автоматического весогабаритного контроля для обеспечения сохранности дорожных покрытий. В настоящее время на федеральных трассах уже построены 25 пунктов весогабаритного контроля с оборудованием для фиксации нарушений в автоматическом режиме. К 2021 году их количество должно увеличиться до 387 пунктов, которые будут расположены через каждые 100-150 километров федеральных трасс. Создание системы планируется по схеме государственно-частного партнерства с привлечением частных инвестиций.

В октябре прошлого года пункты автоматического весогабаритного контроля уже заработали в Вологодской области на трассах «Холмогоры» и «Вологда – Новая Ладога». Всего за пять месяцев их эксплуатации удалось в 4 раза снизить количество нарушений весогабаритных параметров у грузовых транспортных средств. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков.

По словам Евгения Дитриха, федеральным и региональным дорожникам следует усовершенствовать механизмы межведомственного взаимодействия, чтобы сократить до одного дня время выдачи специализированных разрешений на перевозку негабаритных грузов. В настоящее время этот процесс может занимать несколько недель. «Весь процесс должен быть максимально автоматизирован, технические и эксплуатационные характеристики дорог должны быть оцифрованы», - подчеркнул первый замминистра. С этой целью до конца 2019 года планируется провести комплексную автоматизированную диагностику дорожной сети – более 50 тыс. километров.

Диагностика будет производиться спецавтомобилями- «дорожными лабораториями», которые позволяют строить детальные 2D и 3D модели дорожного полотна в автоматическом режиме в движении на скорости до 100 км/ч. Автоматика за секунды выполнит расчет динамических модулей упругости слоев дорожной одежды и определит их остаточный срок службы. «Дорожные лаборатории» будут проводить оперативный и максимально точный анализ коэффициента сцепления автомобилей с дорогой, оценивать степень износа, выявлять участки потенциального образования трещин и деформаций. За счет проведения такой диагностики повысится эффективность расходов бюджета и будет достигнута экономия средств дорожного фонда. На основе полученных данных дорожники будут проводить превентивные мероприятия по повышению сохранности и качества дорожных покрытий. Это позволит увеличить межремонтные сроки при эксплуатации дорог.

3 марта подписано соглашение о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством и Общественной палатой РФ, направленное на взаимодействие в области экологии и охраны окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и мостов.Подписи под документом поставили руководитель Росавтодора Роман Старовойт и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин.

Целью межведомственной работы является объединение усилий для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Особое внимание будет уделено экологическому контролю при строительстве новых дорожных объектов и ремонте действующей сети федеральных автомобильных дорог. Росавтодор планирует развивать и совершенствовать механизмы экологической экспертизы для тщательной оценки воздействия каждого нового объекта дорожной инфраструктуры на окружающую среду.

Также федеральные дорожники и Общественная палата РФ будут сотрудничать в области внедрения инноваций, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов при реализации проектов в области дорожного хозяйства (строительства, реконструкции и эксплуатации трасс). В том числе, дорожники будут внедрять и применять наиболее экологически безопасные противогололедные материалы при эксплуатации трасс в зимний период.

Врамках совместной работы будет осуществляться разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов, экологических норм и стандартов по охране окружающей среды и природопользования в области дорожного хозяйства.

Как отметил Роман Старовойт, Росавтодором уделяется повышенное внимание вопросам экологической безопасности. Для этого дорожники активно применяют природоохранные технологии – шумозащитные экраны вдоль трасс, локальные очистные сооружения, электроизгороди для защиты диких животных, автоматизированные системы контроля загрязнения окружающей среды.

3 марта в Москве состоялась научно-практическая конференция Федерального дорожного агентства, посвященная основным итогам дорожного сезона 2016 года, а также приоритетам отрасли на ближайшую перспективу.

В рамках мероприятия выступили помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, глава Росавтодора Роман Старовойт, начальник Госавтоинспекции России Виктор Нилов, аудитор Счетной Палаты РФ Валерий Богомолов, депутат Государственной Думы РФ Алексей Русских, представитель Общественной палаты РФ Сергей Чернин, а также генеральный директор ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

В своем приветственном слове Игорь Левитин отметил, что реализуемые федеральными дорожниками проекты показали большой потенциал отрасли: «Появились смелые инженерные решения, аналогов которым нет в мире. Сегодня мы видим, что российская дорожная отрасль – это отрасль передового плана, у которой есть мощный потенциал». Он также напомнил, что Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт проекта «Безопасные и качественные дороги», направленный на приведение 85% процентов дорожной сети 36 крупнейших городских агломераций в нормативное состояние к 2025 году. В этом сезоне на реализацию проекта из госбюджета выделено 30 млрд рублей. На эти средства будет отремонтировано почти 5 тыс. километров региональных дорог, а также ликвидированы более тысячи очагов аварийности.

Говоря о федеральных трассах, Максим Соколов подчеркнул, что за последние годы доля их протяженности в нормативном состоянии увеличилась с 39% до 71%. По его словам это исторический рекорд в истории нашей страны, однако дорожники не должны сбавлять набранных темпов, чтобы за два года обеспечить выполнение поручения Президента РФ о приведении всей протяженности федеральных трасс в соответствие нормативам.

В свою очередь, Роман Старовойт заявил, что уже почти 80% подведомственной Росавтодору дорожной сети будет приведено в нормативное состояние к концу дорожного сезона. Для этого Росавтодор отремонтирует 8,5 тыс. километров подведомственной сети автодорог. На 1,5 тыс. километрах будет выполнен капремонт с заменой и укреплением основания трасс. Именно на ремонте, капремонте и содержании федеральных трасс сконцентрированы основные финансовые ресурсы дорожного фонда страны – на эти цели в 2017 году предусмотрено 248 млрд рублей.

На строительство и реконструкцию федеральных трасс в 2017 году предусмотрено 112 млрд рублей. На эти средства будут проводиться работы по строительству и реконструкции 2 тыс. километров федеральных трасс. Готовы к началу строительства 40 новых федеральных дорожных объектах со сроком реализации до 2020 года. Их общая протяженность - 220 километров. Проекты находятся на стадии согласования в Правительстве РФ. В числе первоочередных объектов нового строительства: ликвидация последнего грунтового разрыва на трассе «Сортавала» в Карелии, продолжение реконструкции трассы «Скандинавия» в Ленинградской области, строительство участка трассы «Холмогоры» в Вологодской области. На трассе «Кавказ» предполагается строительство трех участков в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии общей протяженностью более 50 километров. В Татарстане планируется строительство 10-километрового участка трассы «Волга». В Амурской области готов к стройке 27-километровый участок трассы «Лена».

В дорожные фонды регионов в качестве федеральной поддержки в этом году будет направлено 87,7 млрд рублей субсидий и межбюджетных трансфертов. На эти средства, в частности, будет построено более 1 тыс. километров дорог регионального и местного значения. В сельских поселениях за счет финансирования из госбюджета построят 720 километров автодорог с твердым покрытием.

Также Роман Старовойт подчеркнул, что Росавтодором будет продолжена работа по привлечению для развития отрасли неналоговых источников финансирования в рамках функционирования системы «Платон». За первый год ее работы на развитие дорог в регионах удалось направить дополнительно 22,9 млрд рублей. На эти средства было отремонтировано 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. «Весной мы будем проверять все эти дороги. Все дороги, на которых выявят нарушения, будут приведены в порядок за счет самих подрядчиков», - заявил Роман Старовойт.

Кроме того, в 19 регионах в прошлом году на средства «Платона» начался долгожданный ремонт и строительство 30 особо значимых мостов и путепроводов. Уже удалось завершить возведение Затонского моста через р. Белая в Уфе. Отремонтированы мост через р. Алей в Алтайском крае и два моста в Карачаево-Черкесии. Завершено строительство путепровода в районе железнодорожного вокзала Брянска.

«В целом систему взимания платы «Платон» можно полностью назвать успешным проектом. За год работы системы количество зарегистрированных в ней грузовиков удвоилось – до 800 тыс. машин. Охват «целевой аудитории» проекта на сегодняшний день составляет 80%. Сейчас система вызывает недовольство только у серого сегмента рынка, на «обеление» которого она направлена», - отметил глава Росавтодора. Он также подчеркнул, что в 2016 году в сравнении с прошлым сезоном прирост объемов перевозки грузов автотранспортом составил около 1,8%.