Новости с сайта Росавтодора

В рамках XXI Петербургского международного экономического форума глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт и председатель правления ICA Construction (IC ICTAS - ASTALDI) Фырат Чечен достигли договоренности о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционных проектов дорожного строительства. Соответствующие планы утверждены меморандумом о взаимодействии сторон по принципу государственно-частного партнерства.

ICA Construction планирует расширить присутствие на российском рынке и инвестировать в развитие дорожной инфраструктуры. Ранее компания уже реализовывала такие проекты, как строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Также ICA Construction участвует в работах в рамках седьмого и восьмого этапов строительства скоростной магистрали М-11 Москва – Санкт-Петербург.

В настоящее время особый интерес турецко-итальянских инвесторов вызывают региональные дорожные ГЧП-проекты, подготовленные по методике Росавтодора. Их особенностью является схема трехстороннего финансирования: за счет средств федерального дорожного фонда, бюджета региона и вложений частного сектора (не менее 15%).

Одним из таких потенциальных проектов является строительство моста через реку Обь в Новосибирске (в створе ул. Ипподромской). ICA Construction планирует участвовать во II этапе конкурса на право заключения концессионного соглашения на возведение и эксплуатацию данного объекта.

Кроме того, в Татарстане в ближайшие годы предполагается строительство новой автомобильной дороги от трассы М-7 «Волга» в районе г. Мамадыш с мостовым переходом через р. Кама с обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны. Самарская область планирует привлечь средства инвесторов на строительство участка проспекта Карла Маркса от проспекта Кирова до границы городского округа Самара с реконструкцией участка автомагистрали «Центральная» муниципального района Волжский и городского округа Самара. Тюменская область ведет подготовку проекта строительства окружной автомобильной дороги Тюмени на участке от трассы «Тюмень - Ханты-Мансийск» через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск до автомобильной дороги «Тюмень – Боровский – Богандинский» (четвертый пусковой комплекс на участке трассы «Тюмень - Криводаново» до автодороги «Тюмень – Боровский – Богандинский»).

- Каждый рубль, вложенный государством в рамках ГЧП в инфраструктуру, часто притягивает за собой больше 1,5 рублей частных инвестиций. Понятно, что если удается добиться в таких условиях дополнительных инвестиций со стороны частных инвесторов в инфраструктуру, и механизм концессий позволяет это делать, то этот мультипликатор расходования бюджетных средств и последующих частных инвестиций многократно возрастает», - подчеркнул Роман Старовойт.

Проектный офис Росавтодора приступил к разработке предложений для формирования стратегии сокращения до минимума количества на дорогах аварий с тяжкими последствиями. В ее основу будут заложены лучшие практики уже реализуемых аналогичных программ в странах Северной Америки и Европы, где смертность на дорогах не превышает 50-60 человек на 1 млн. населения.

30 мая ведущие международные консалтинговые компании представили в Росавтодоре свои предложения по приоритезация методов повышения безопасности дорожного движения на основе опыта США, Канады, Великобритании, Швеции, Италии, Испании, Малайзии, а также Восточной Европы. В дальнейшем варианты адаптации иностранных наработок пройдут межведомственную оценку федеральных министерств и ведомств в формате workshop с привлечением международных экспертов.

Почти в каждой из стран Евросоюза на государственном уровне уже реализуются национальные программы снижения аварийности на дорогах. Наиболее распространенной из них стала стратегия нулевой смертности в ДТП VisionZero. Анализ вложений в модернизацию дорожной инфраструктуры с начала 2000-х годов показал почти двукратное превышение инвестиций в рамках данного направления в европейских странах в сравнении с Россией. Однако в основе каждой из реализуемых в ЕС дорожных программ заложены точные экономические расчеты ежегодного ущерба для ВВП государства, который наносит каждая авария со смертельным исходом. Согласно этим данным, достижение нулевой смертности на дорогах способно экономить для бюджета страны около 1 млрд долларов в год.

Разработчики европейских стратегий повышения безопасности дорожного движения отмечают, что важную роль при формировании таких концепций играет статистика. В процесс составления такой «дорожной» базы данных всех заинтересованных участников, как со стороны государства, так и частного сектора, включая страховые компании, производителей автомобилей и даже автошколы.

Также лучшие иностранные практики свидетельствуют о том, что для борьбы со смертностью в ДТП необходим всесторонний подход. В частности, должна учитываться работа по информированию населения, в том числе в формате социальной рекламы, специальных программ в школах и университетах, обучающих семинаров с целью пропаганды использования шлемов для водителей мопедов, важности пристегивания ремней безопасности в автомобилях, недопустимости вождения в состоянии алкогольного опьянения. Параллельно с этим требуется внедрение законодательных мер, как, например, ограничение допустимой нормы алкоголя в крови, утверждение оптимального скоростного режима в улицах городов, ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей. Должна меняться инфраструктура в части ликвидации опасных левых поворотов, создания «умных» перекрестков с управляемыми схемами организации движения и знаками оповещения водителей о погодных условиях. При этом каждое ДТП должно проходить детальный межведомственный анализ для выявления причин и статистических закономерностей, на основе которых и будут приниматься превентивные меры. Еще одной важной составляющей является повышение скорости реакции на ДТП оперативных служб и медицинских бригад.

Примечательно, что исследования психологов показали, что для большинства водителей потенциальная угроза сурового наказания за нарушение является гораздо более серьезным стимулом для соблюдения правил дорожного движения и мер безопасности, чем тяжесть последствий возможного ДТП. В этой связи, например, в Италии за разговоры по мобильному телефону за рулем предусмотрено лишение прав. Помимо этого, в качестве мер воздействия на водителей отмечен интересный опыт бальной системы оценки их квалификации (вычет баллов за каждое нарушение с последующим изъятием прав). Кроме того, эффективно зарекомендовали себя радары измерения скорости, которые прямо на трассе информируют водителя о том, что у него была превышена скорость, а также введение ограничений на передвижение в темное время суток для начинающих водителей.

По итогам анализа зарубежных практик специалистами Росавтодора было отмечено, что дорожниками во всех странах используется тот же инструментарий мер, что и в России. Однако существенно отличается приоритезация распределения финансирования, разнятся сроки утверждения в нормативной базе инновационных технологий и методы контроля за выполнением дорожных работ. В качестве важного отличия западных стран от России в области строительного контроля эксперты отметили концентрацию усилий отечественных дорожников на проверке качества работ, в то время, как привлекаемые в иностранных проектах независимые инженеры следят только за тем, чтобы неукоснительно исполнялись требования применения конкретной технологии и проектного решения. Такой подход в нашей стране в качестве пилотного проекта был применен при создании Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга и доказал свою эффективность, однако для массового применения потребуются существенные изменения и дополнительная проработка нормативной базы. Также необходимо приведение в единообразие и закрепление на законодательном уровне четких требований строительного контроля, которые в настоящее время могут значительно отличаться в России в зависимости от объекта.

«На первом этапе перед нами стоит задача определить «истинный север» - главную цель и конкретные показатели, на достижение которых будут направлены все финансовые и технические ресурсы отрасли в ближайшие годы. Среди них, к примеру, минимизация аварий с участием пешеходов, снижение в разы количества аварий, в которых дорожные условия являются сопутствующим фактором. В дальнейшем будут рассчитываться конкретные меры исходя из сопоставления издержек и получаемых выгод в плане снижения аварийности», - подчеркнул глава Росавтодора Роман Старовойт.

По его словам, безопасность дорожного движения является главным приоритетом в работе дорожников, с которым увязаны все работы в области строительства и ремонта. С 2013 года на федеральных дорогах ежегодно отмечается 4-5% снижение количества ДТП с пострадавшими за счет реализации совместной программы дорожников и Госавтоинспекции. Данный опыт также войдет в основу будущей стратегии.

Лучшие методы борьбы с аварийностью (установка разделительных ограждений, надземных пешеходных переходов, линий электроосвещения и т.д.) предполагается каталогизировать и произвести расчеты эффективности для каждой конкретной трассы. Первыми регионами, где может быть опробован новый подход для борьбы с тяжкими ДТП могут стать города-участники чемпионата мира по футболу 2018 года.

Двухдневный международный форум «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество» начал свою работу 17 мая. В мероприятии, организованном при поддержке Министерства транспорта РФ, правительства Калужской области, Федерального дорожного агентства и ассоциации «РАДОР» приняли участие помощник президента РФ Игорь Левитин, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

«Вопросы повестки форума связаны с повышением качества транспортной инфраструктуры, что напрямую влияет на экономику нашей страны», – такими словами открыл мероприятие Игорь Левитин. Он подчеркнул, что дорожная отрасль постоянно развивается, появляются новые материалы, инновационные технологии, внедряются новые модели управления ресурсами. Их активное применение позволяет увеличить межремонтные сроки, а также повысить качество покрытия автодорог и их долговечность.

Евгений Дитрих в приветственной речи пожелал всем участникам мероприятия плодотворной работы. «Форум может стать ежегодной эффективной площадкой для взаимодействия органов власти и бизнеса, выработки деловых решений, которые будут способствовать продвижению новых технологий в дорожном строительстве и повышению безопасности дорожного движения», – отметил первый заместитель Министра транспорта РФ.

В рамках первого дня форума участники обсудили экологические аспекты дорожного строительства, инновационные решения в дорожной отрасли, а также осмотрели выставочную экспозицию современной дорожной техники и пообщались со школьниками, которые планируют выбрать профессию дорожника.

Стоит отметить, что место проведения мероприятия выбрано не случайно. Именно в Калужской области, в 100 километрах от Москвы и в 60 километрах от Калуги, будет создан испытательный полигон для сверхпрочных дорожных покрытий и беспилотных автомобилей, презентация которого состоялась перед пленарным заседанием. Проект будет реализован по схеме государственно-частного партнерства с привлечением средств частного инвестора. На полигоне в практических условиях будут отрабатываться все инновационные технологии и методы выполнения работ, которые создаются для использования на федеральных трассах страны.

Глава Росавтодора Роман Старовойт в своём выступлении поблагодарил губернатора области за возможность проведения форума именно на этой площадке. «Сегодня проводится колоссальная работа для привлечения инвестиций в регион, поддержания дорожного хозяйства в нормативном состоянии и развития промышленного комплекса в целом. Наши подрядчики получают современную дорожную технику, которую производят в Калужской области. В этом, в том числе, заслуга Администации субъекта», – подытожил он.

В завершении первого дня форума участники выехали на объект капитального ремонта автомобильной дороги Обход г. Калуги, где ознакомились с технологией производства работ по устройству верхних слоев покрытия с применением теплых асфальтобетонных смесей.

29 мая состоялось очередное заседание межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС). В мероприятии приняли участие первый заместитель Министра транспорта РФ Евгений Дитрих, заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, представители МВД России, Ространснадзора, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профильных ассоциаций грузоперевозчиков.

Основной темой заседания стало внедрение системы автоматизированного весогабаритного контроля транспортных средств. Евгений Дитрих напомнил, что система имеет ряд преимуществ перед стационарными пунктами: она позволяет осуществлять стопроцентный контроль всего потока автотранспорта без снижения скоростного режима, требует меньших затрат на строительство и содержание, а также исключает влияние «человеческого фактора».

Роман Старовойт сообщил о ходе тестового периода работы существующей системы весогабаритного контроля. Из более чем 20 автоматических пунктов, установленных на федеральных трассах, три работают в режиме рассылки штрафных квитанций на территории Вологодской области. С их помощью за полгода эксплуатации удалось в 4 раза снизить количество нарушений весогабаритных параметров у грузовых транспортных средств в регионе. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков. Глава Росавтодора подчеркнул, что остальные автоматизированные пункты пока работают на фиксацию и предупреждение нарушений весогабаритных параметров. На сайте Росавтодора публикуются наиболее характерные случаи для привлечения внимания перевозчиков.

Также участники совещания обсудили предложения по повышению эффективности работы системы с учетом результатов контрольных взвешиваний на разных видах оборудования, организованных ФКУ «Росдормониторинг», а также результаты работы контрольно-надзорных органов, осуществляющих весогабаритный контроль на автомобильных дорогах – Ространснадзора и Госавтоинспекции России.

С целью формирования единых требований к работе автоматической системы весогабаритного контроля МОЭC в течение месяца соберет предложения от участников рынка, экспертов и всех заинтересованных сторон. Сформулированные по итогам тезисы пройдут обсуждение на площадке Минтранса России.


СПРАВКА:

Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) – общественный орган, призванный сконцентрировать усилия ведущих профессионалов в области транспорта и логистики для консолидации и цивилизованного развития рынка, разработки и реализации инновационных решений для повышения эффективности работы отрасли грузовых автоперевозок.

12 мая состоялось заседание коллегии Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки бюджетной отчетности и исполнения федерального бюджета за 2016 год в Росавтодоре и подведомственных ему ФКУ Упрдор «Колыма» и ФКУ Упрдор «Южный Урал».

В 2016 году Росавтодором было заключено более 200 соглашений с субъектами Российской Федерации (субсидии и трансферты), при предоставлении которых осуществлялся контроль за включением мероприятий и объектов в региональные программы. Вместе с тем, Еврейской Автономной областью не были внесены изменения в региональную программу в части выделения в ней отдельного мероприятия с отражением целевого показателя. В 2017 году контроль по данному замечанию ведомством усилен. На сегодняшний день уже заключено 161 соглашение.

Счетной палатой также отмечено, что некоторыми субъектами РФ не достигнуты целевые показатели предоставления как трансфертов, так и субсидий по сельским дорогам и дорогам Дальнего Востока и Байкальского региона. Субъектам, не достигшим установленных значений целевых показателей или нарушившим график строительства объектов по состоянию на 1 января 2017 года и не исправившим ситуацию до 1 апреля, в установленном порядке произведен расчет штрафных санкций. Сведения о штрафах направлены в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс России и информационными письмами - субъектам Российской Федерации. Сумма санкций по 38 неисполненным соглашениям составила более 400 млн. рублей. По состоянию на сегодняшний день оплата произведена 15 субъектами РФ.

Счетная палата обратила внимание на недостаточный контроль со стороны дорожного ведомства за исполнением субъектами обязательств по софинансированию. Следует отметить, что в 2016 году все соглашения заключены в установленные сроки, лимиты доведены в полном объеме. Предельные объемы финансирования расходов (ПОФР) доводились по заявкам, а по субсидиям – в зависимости от исполнения субъектом обязательств по софинансированию. Ряд субъектов РФ (Калужская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Иркутская области, а также Республики Дагестан, Ингушетия, Удмуртия и Чувашия), действительно, нарушили условия соглашений в этой части. Однако данная ситуация возникла только в декабре 2016 года по причине отсутствия механизма контроля, в том числе,со стороны Федерального казначейства, которому переданы полномочия по перечислению трансфертов в субъекты. Отмена ПОФРов позволила субъектам РФ предъявить к оплате в территориальные органы Федерального казначейства расходы без учета софинансирования из регионального бюджета. В настоящее время этот механизм совершенствуется с целью недопущения подобной ситуации в дальнейшем.

Проверка подведомственного учреждения ФКУ Упрдор «Колыма» показала, что при выполнении работ по ремонту и капитальному ремонту на 95-километровом участке федеральной автомобильнойдороги Р-504 «Колыма» были выявлены дефекты, которые не позволили ввести в эксплуатацию данные участки. В настоящее время по данному факту проводится претензионная работа. Кроме того, до 30 сентября 2017 года после устранения выявленных дефектов подрядчиком будут введены в эксплуатацию 67 км стоимостью 183 млн рублей. Учреждением расторгнуты контракты на ремонт 28 км, ведется работа по внесению изменений в технические решения в части замены верхнего слоя покрытия по технологии Чип Сил на другой конструктивный слой покрытия, остаточная стоимость работ будет скорректирована. Планируемая дата заключения контрактов - июнь 2017 года, завершения работ - 30 сентября 2017 года.

В замечаниях Счетной палаты был отражен вопрос незавершенного строительства. Отметим, что его объем, в целом, уменьшается. Снижение на начало 2017 года по отношению к началу 2016 года в составляет 43%. В 2016 году введены в эксплуатацию и зарегистрированы капиталоемкие объекты, включенные в ФАИП, на сумму 80,1 млрд. рублей. Зарегистрированы объекты, по которым строительство было завершено до 2016 года, на сумму 135,7 млрд. рублей. При этом за 2016 год объем незавершенного строительства по таким объектам увеличился только на 1,5 млрд рублей.

Росавтодор внимательно относится ко всем проверочным мероприятиям и замечаниям контролирующих органов и заинтересован устранять их в максимально короткие сроки. В ведомстве отмечают, что Счетная палата ежегодно применяет все более эффективные методы контроля за финансированием дорожной отрасли в целях реализации государственной политики в области дорожного хозяйства.