Новости с сайта Росавтодора

19 ноября первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих провел селекторное совещание с администрациями регионов по вопросам подготовки программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».

В мероприятии приняли участие директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Костюченко Игорь Владимирович, заместитель главы Росавтодора Игорь Астахов, руководитель ФАУ «РОСДОРНИИ» Олег Ярош, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, а также представители региональных органов власти.

В ходе совещания были рассмотрены программы, представленные субъектами РФ, предусматривающие достижение целевых показателей комплексного развития транспортной инфраструктуры в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».

Участники обсудили проведённую совместную работу Росавтодора с региональными дорожниками в рамках формирования долгосрочных стратегий и целевых показателей ремонта дорожной сети и повышения безопасности дорожного движения. Отмечена проведенная детализация этапов и конкретных точек отчетности о ходе их реализации. В ряде субъектов были выявлены недочеты в целевых показателях проектов, которые предписано доработать до конца ноября.

По словам Евгения Дитриха, результатом проводимой работы станет составление пообъектного перечня федеральных, региональных и муниципальных дорог, с указанием их эксплуатационного состояния и очагов аварийности. На его основе будет формироваться программа ремонтных работ, учитывающая 50% софинансирование из федеральных и региональных средств.

При этом, для оценки эффективности деятельности дорожников предусмотрена система аналитических целевых показателей, ориентированная на достижение конкретных результатов в области безопасности дорожного движения, управления транспортными потоками, повышение эффективности мультимодальных перевозок, обеспечение транспортной доступности малонаселенных территорий.

Глава Росавтодора Роман Старовойт и председатель комитета по транспорту организации «Опора России» Глеб Киндер обсудили механизмы адаптации грузоперевозчиков к изначальному тарифу системы «Платон» и влияние на рынок подрядных организаций дорожного комплекса новых нормативов на ремонт и содержание федеральных трасс.

По словам Романа Старовойта, по просьбам грузоперевозчиков для перестройки их бизнес-процессов в рамках работы с системой «Платон» государством был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента – нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей. Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб/км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые с 2017 года будут получать деньги на ремонт и строительство дорог, мостов и путепроводов.

Глеб Киндер в свою очередь отметил, что многие перевозчики за последний год ощутили на себе ужесточение контроля со стороны государства в рамках развития системы весогабаритного надзора и действия системы «Платон». В этой связи бизнес-сообщество предлагает изменить подход к штрафам за перегруз, установив минимальную допустимую погрешность в работе «дорожных весов» от 10% (сейчас она установлена в размере 2%), и внести соответствующие изменения в КоАП РФ. В Росавтодоре выразили готовность проработать реализацию данной инициативы. Кроме того, грузоперевозчики считают целесообразным при поэтапном возврате к плановому тарифу в системе «Платон» предусмотреть период для адаптации рынка к данным изменениям. При этом государство должно искоренить «серый» сегмент перевозчиков, которые занижают тарифы в результате демпинга и подрывают деятельность добросовестных компаний и предпринимателей.

Глава Росавтодора подчеркнул, что ведомство прислушивается к мнению всех перевозчиков и будет сотрудничать с представителями «Опоры России» в части поиска компромиссов, которые позволят сделать работу перевозчиков в системе «Платон» максимально комфортной и экономически безболезненной. За минувший год уже были снижены штрафы за нарушения, созданы удобные дополнительные сервисы для перевозчиков, введена постоплата. Пользователи системы освобождены от транспортного налога.

Для борьбы с нелегальными перевозчиками в настоящее время продолжается модернизация и усиление системы автоматического контроля перевозчиков в системе «Платон». Работы осуществляются в соответствии с установленным концессионным соглашением графиком. Сейчас для фиксации факта внесения платы от конкретных автомобилей, передвигающихся по федеральным трассам, задействовано 100 автомобилей мобильного контроля и 194 рамки стационарного контроля. Система контроля передает данные фото- и видео-фиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД в автоматическом режиме. К июлю 2017 года количество стационарных рамок вырастет до 491 конструкции.

Учитывая специфику осуществления надзорных функций в сфере грузовых автоперевозок и в целях обеспечения неотвратимости наказания, а также повышения ответственности грузоперевозчиков Минтрансом России совместно с профильными ведомствами прорабатывается вопрос о передаче ряда полномочий по анализу данных о выявленных системой «Платон» нарушителях из компетенции Госавтоинспекции в адрес Ространснадзора. В этом случае к компетенции Ространснадзора также перейдёт функция применения к нарушителям установленных законом мер административной ответственности. Соответствующий проект нормативного акта уже подготовлен и успешно прошел стадию общественных слушаний.

Также в рамках совещания Роман Старовойт и Глеб Киндер обсудили планы Минтранса России по изменению затрат на работы по ремонту и содержанию дорожной сети. Представитель «Опоры России» отметил, что в условиях больших финансовых вложений со стороны государства в качество и долговечность дорог остается риск появления на рынке недобросовестных фирм, которые будут выигрывать крупные контракты за счет падения в цене на государственных аукционах, но не смогут обеспечить нужное Росавтодору качество работ. В этой связи предлагается предусмотреть требованием в будущих госконтрактах обязательное выполнение не менее 30-50% работ силами самого генерального подрядчика, что обяжет участника конкурса подтвердить наличие материально-технических ресурсов и опыта выполнения аналогичных работ еще на этапе отбора претендентов на выполнение госзаказа.

Как пояснил Роман Старовойт, цель предстоящего изменения нормативов – не экономия бюджетных средств, хотя этот фактор тоже присутствует, а адаптация дорожной отрасли и рынка подрядных организаций к новому подходу в обслуживании и эксплуатации федеральных трасс. К концу следующего года в нормативное состояние будет приведено 80% их протяженности. К концу 2018 года вся федеральная сеть будет отремонтирована и будет соответствовать всем международным стандартам качества. Таким образом, необходимые объемы ремонта будут сокращаться, Росавтодор будет ежегодно ремонтировать только долю естественного износа. Нагрузка на бюджет в этой части снизится, основные средства будут концентрироваться на содержании уже отремонтированных трасс.

«Увеличение межремонтных сроков до 12 лет – это признак того, что федеральные дороги строятся хорошо и содержатся на высоком уровне. Это обусловлено применением новых технологий и материалов. При этом ужесточается контроль за подрядчиками в части соблюдения всех нормативов. Продлить срок службы дороги возможно благодаря добросовестному выполнению и законов, и проектов», - заметил глава ведомства.

Постановление от 14.11.2016 № 1182 вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 «О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Так, в новой редакции постановления утверждены правила пользования бортовыми устройствами и требования к сторонним бортовым устройствам, разрешенным к применению в системе «Платон». Эксплуатация сторонних бортовых устройств становится возможна после тестирования на предмет соответствия требованиям системы взимания платы в течение 30 дней. Одобренные к использованию устройства вносятся в соответствующий реестр на сайте оператора системы.

Закреплен порядок возврата владельцу транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета. Возврат денежных средств возможен только владельцу транспортного средства, исключается возврат третьим лицам, совершившим ошибочный платеж.

Также утвержден порядок перечисления платы в доход федерального бюджета. Отсроченные платежи, произведенные через систему постоплаты, оператор перечисляет в доход федерального бюджета ежемесячно. Постановлением закреплен порядок информационного взаимодействия собственника транспортного средства и оператора системы взимания платы. Документ включает порядок и сроки регистрации транспортного средства, оформления маршрутных карт, изменения и удаления данных в реестре. В частности, отмена оформленной маршрутной карты допускается только до даты начала ее действия (даты и времени начала движения по маршруту). Кроме того, понятие «лицевой счет» заменено понятием «расчетная запись».

Подписанное постановление вступает в силу с 15 ноября 2016 года.

17 ноября глава Росавтодора Роман Старовойт и президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин провели рабочую встречу по вопросам развития рынка автомобильных грузоперевозок. В рамках совещания состоялось обсуждение функционирования системы весогабаритного контроля, а также перспектив выхода на рынок беспилотного транспорта.

По словам Романа Старовойта, для контроля перевозок по федеральным трассам групногабаритных и тяжеловесных грузов по заказу Росавтодора уже созданы и функционируют 66 стационарных пунктов весового контроля, на которых работают сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора. Также применяются передвижные комплексы, которые используются во время регулярных рейдов.

При этом дальнейшее развитие весогабаритного контроля Росавтодор видит во внедрении автоматических весов на дорогах. До 2021 года на федеральных трассах планируется установить 387 автоматических пунктов весогабаритного контроля. «Дорожные весы» охватят всю сеть из расчета на каждые 100-150 километров.

С 1 октября автоматические весы уже заработали на федеральных дорогах Вологодской области. Пункты позволяют взвешивать грузовик во время движения без остановки транспортного средства, а система фиксации нарушений исключает человеческий фактор при фиксации штрафов. Проект системы автоматического контроля призван обеспечивать сохранность трасс, безопасность участников дорожного движения за счет исключения случаев выезда на трассу перегруженных грузовиков, наиболее подверженных техническим неисправностям. За первый месяц работы «автоматики» в Вологодской области количество нарушений у перевозчиков снизилось в 3 раза и в настоящее время не превышает 2% от общего потока. При этом объемы грузоперевозок остались неизменными.

Ужесточаются меры контроля и за грузоотправителями, которые также несут ответственность за соблюдение нормативов на этапе погрузки. За год в их отношении было составлено более 200 административных дел о нарушениях. Глава Росавтодора привел в пример Башкирию, где у выезда с одного из цементных заводов были временно поставлены передвижные весы. Усиление контроля позволило за 4 дня полностью искоренить факторы нарушений.

Роман Старовойт и Владимир Матягин сошлись во мнении, что рынок автомобильных грузоперевозок нуждается в возвращении государственного регулирования и лицензирования данного вида деятельности. Это позволит свести до минимума долю так называемого «серого» сегмента, который не платит налоги, не следит за техническим состоянием автомобилей и режимом труда и отдыха водителей, тем самым подрывая политику справедливого ценообразования у добросовестных компаний и предпринимателей.

В качестве перспективы развития рынка глава ассоциации «Грузавтотранс» отметил идею создания в крупных городах технопарков, где будет обеспечена охраняемая стоянка, СТО, медицинские кабинеты и места для отдыха водителей. Также российские перевозчики продолжают изучать передовой зарубежный опыт, в частности организацию онлайн-медосмотров водителей с помощью размещения на автобазах, АЗС и других сервисных точках специальных автоматов. Такие пункты фиксируют состояние здоровья водителя и передают данные в режиме онлайн удаленному медицинскому работнику, который дистанционно выдает допуск на поездку.

Глава Росавтодора в свою очередь призвал перевозчиков готовиться к переквалификации водителей-дальнобойщиков, которые уже через пять лет могут быть вытеснены с рынка беспилотными автомобилями. К 2020 году таких транспортных средств во всем мире будет насчитываться уже свыше 10 млн. К этому времени основные федеральные дороги в России также должны быть подготовлены для проезда такого транспорта. Первый участок для тестирования беспилотных автомобильных перевозок на федеральных трассах будет создан на автомобильной дороге Казань – Набережные Челны и в дальнейшем распространится на все транспортные коридоры.

Сегодня, 15 ноября, исполняется год с момента запуска системы «Платон» на федеральных автомобильных дорогах страны. Главным результатом ее работы стало предоставление регионам России 22,9 млрд рублей на ремонт дорог, а также строительство и ремонт мостов и путепроводов.

Первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 млрд рублей в мае были выделены из госбюджета на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии на 1 января 2016 года. По итогам дорожного сезона удалось отремонтировать более 1000 км самых проблемных дорог в регионах. Ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах Российской Федерации. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц – треть отремонтирована на средства системы «Платон».

Кроме того, еще 12,1 млрд рублей (с учетом прогнозных поступлений в бюджет) в этом году уже были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения (мостов и путепроводов), первый из которых Затонский мост в Уфе был открыт уже в октябре 2016 года. В 2017 году будут построены еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре, а в 2019 году - мост через р. Волгу в подмосковной Дубне. Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях.

Благодаря налаженному диалогу между государством и бизнес-сообществом за первый год работы «Платона» был выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы: снижены штрафы за нарушения, введена постоплата, созданы удобные дополнительные сервисы для пользователей. Пользователи системы были освобождены от уплаты транспортного налога (на суммы выплат в системе «Платон»).

Регистрация пользователей системы

По итогам года работы «Платона» пользователям выдано 570 тыс. бортовых устройств, также оформлено более 10,5 млн маршрутных карт. Количество зарегистрированных в системе транспортных средств свыше 12 тонн увеличилось на 40% и достигло 771 тыс. транспортных средств. Напомним, что по данным статистики из числа зарегистрированных в России автомобилей массой свыше 12 тонн не более 1 млн. грузовиков выезжают на федеральные трассы – остальные перевозчики осуществляют доставку грузов исключительно внутри региональной и местной дорожной сети (например, перевозку товаров между складами или торговыми точками). Кроме того, значительная доля автомобилей из числа потенциальных пользователей системы освобождена от внесения платы при проезде на федеральных трассах (транспортные средства для перевозки людей, военная техника, машины пожарной охраны, полиции, медицинской помощи, аварийно-спасательных служб). Также следует учитывать, что на учете в ГИБДД остается значительное количество транспортных средств, которые по техническим причинам уже являются непригодными к эксплуатации. В связи с этим процент охвата «реального» рынка системой «Платон» уже на сегодняшний день может превышать 80% целевой аудитории.

Среди пользователей системы 60% составляют физические лица, 20% - юридические, еще 20% - индивидуальные предприниматели. Кроме того, зарегистрировано свыше 118 тыс. автомобилей перевозчиков из иностранных государств.

Контроль за перевозчиками

Запуск системы «Платон» привел к тенденции сокращения «серого» сегмента грузоперевозок. Это способствует тому, что все предприниматели получают равные условия работы на рынке за счет искоренения демпинга. В настоящее время продолжается модернизация и усиление системы автоматического контроля за перевозчиками. Работы осуществляются в соответствии с установленным в концессионным соглашением графиком. Сейчас для фиксации факта внесения платы от конкретных автомобилей, передвигающихся по федеральным трассам, задействовано 100 автомобилей мобильного контроля и 194 рамки стационарного контроля. Система контроля передает данные фото- и видео-фиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД в автоматическом режиме. Уже к июлю 2017 года количество стационарных рамок вырастет до 491 конструкции.

Планы по распределению средств системы «Платон» в 2017 году
Благодаря запуску системы «Платон» у государства появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет местного бюджета. В этом году в Росавтодор поступили первые заявки на региональные дорожные инвестпроекты, которые с 2017 года претендуют на софинансирование за счет сборов системы «Платон». Общая протяженность новых дорог достигает 240 километров.

Среди объектов-претендентов: обход Хабаровска, строительство обхода Перми с мостом через реку Чусовая, строительство Восточного выезда из Уфы в Башкортостане, строительство моста через реку Обь в Новосибирске.

Влияние системы на инфляцию и цены

В момент запуска системы многие, в том числе и перевозчики делали громкие заявления о том, что запуск проекта приведет к удорожанию перевозимой продукции на десятки процентов. Выказывались опасения о возможных перебоях в поставках грузов, особенно в преддверии новогодних праздников. Однако эти сценарии не оправдались.

Влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным. Это подтвердили и Минфин России и Центробанк РФ. Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя.

В условиях усиления справедливой конкуренции, к примеру, производители мяса даже заявили о снижении отпускной цены на отдельные виды продукции, в том числе свинину.
Российский опыт подтверждает и история запуска аналогов системы «Платон» в других странах - в Германии цены в результате внедрения системы взимания платы с «12-тонников» выросли всего на 0,1%, а в Австрии - на 1%.

Планы по возврату к изначальному тарифу

По просьбам бизнес-сообщества для адаптации грузоперевозчиков к требованиям законодательства государством был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента – нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей.

Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб/км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые с 2017 года получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.