Новости с сайта Росавтодора

Инновационные материалы и технологии для зимнего содержания автодорог - тема очередного круглого стола, который провели в рамках деловой программы международной выставки «Дорога 2018». В обсуждении приняли участие руководители дорожно-эксплуатирующих организаций, представители профильных департаментов и управлений региональных и муниципальных администраций, научного сообщества, эксперты Ассоциации зимнего содержания дорог, ФАУ«РОСДОРНИИ» и МАДИ.

Открывая работу круглого стола, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова уточнила требования разработанного предварительного национального стандарта по зимнему содержанию, который вступил в силу с 1 сентября 2018 года. Документ ужесточает требования к срокам уборки снежных отложений и ликвидации зимней скользкости, конкретизирует формулировки и определяет методы контроля.

О планах Росавтодора по изменению верхнего и нижнего предела гранулометрического состава различных противогололёдных материалов рассказал заместитель начальника управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Федеральные дорожники подготовили изменения в ГОСТ, разрабатываемый ФАУ «РОСДОРНИИ». Предполагается уменьшить допустимый размер гранул отсева дробления практически в два раза – с 10 мм до 5-6 мм по примеру скандинавских стран и стран Европы. По мнению экспертов, это повысит комфорт и безопасность проезда: вылетающие на большой скорости из-под колес частицы не будут создавать помех автомобилистам и портить машины.

Собственным опытом применения двухфазных противогололёдных материалов поделились дорожники Казани. Кроме того, специалисты обсудили возможности метеоинформирования в качестве вектора развития технологий зимнего содержания, а также правовые аспекты подготовки и проведения закупок реагентов.

16 октября в рамках международного форума-выставки «Дорога 2018 состоялся круглый стол ассоциации РАДОР по вопросам использования средств дорожных фондов.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих обратился с приветственным словом к коллегам из регионов и призвал субъекты, которые примут участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», активно включиться в работу. «Участие в этом проекте - грандиозная ответственность, которая подразумевает дисциплину и слаженное взаимодействие. Важно, чтобы регионы были готовы использовать федеральные средства, не теряя времени на различные корректировки», - подчеркнул Евгений Дитрих.

С точки зрения бюджетной дисциплины, и это отметили все выступающие, в подавляющем большинстве субъектов ситуация заметно улучшилась. Нецелевое использование средств дорожных фондов на социальные и иные нужды, которое практиковалось ранее, теперь практически сведено на нет. У регионов с нового года появляется возможность пополнять дорожные «копилки» штрафами за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных камерами фотовидеофиксации. А те регионы, где зафиксирован низкий процент соответствия дорожной сети нормативу, получат еще и дополнительную поддержку - часть акцизов на бензин и ГСМ оставят в местном бюджете.

По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова, на поддержку регионов в этом году направлено 89 млрд рублей межбюджетных трансфертов, кассовое выполнение на 1 октября 2018 года составило 52%, что чуть выше аналогичного показателя прошлого года. «Необходимо, чтобы регионы начинали заблаговременную разработку проектно-сметной документации, своевременно вносили изменения в госпрограммы и раньше выходили на торги», - сказал он.

«На следующий год из федерального бюджета выделяют в четыре раза больше средств, чем в этом году», - отметил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. «К проекту подключаются регионы, не имеющие опыта участия в подобных программах. Чтобы подрядные организации справились с многократно возросшим объемом работ, необходимо уже сейчас озаботиться вопросом и кадровой обеспеченности, и заготовки стройматериалов», - призвал он.

Руководители министерств транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, Башкирии и Мурманской поделились опытом комплексной реализации программ различного уровня, который они готовы тиражировать для того, чтобы оказать методическую помощь другим регионам.

Участники специализированной выставки «Дорога 2018» обсудили перспективы цифровизации дорожной отрасли, развития интеллектуальных транспортных систем и создания транспортной инфраструктуры будущего. Этой теме был посвящен круглый стол. Модератором мероприятия выступил заместитель председателя правления по проектированию и инновационным технологиям Государственной компании «Автодор» Игорь Зубарев.

Начиная обсуждение темы «Заряд инноваций: цифровизация, ИТС», начальник отдела автомобильных дорог Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Олег Ступников подчеркнул роль транспортной инфраструктуры и ее составляющей - автомобильных дорог в развитии экономики регионов и страны в целом. Внедрение инновационных технологий является одной из приоритетных задач дорожной деятельности Министерства транспорта РФ и Росавтодора. Олег Ступников остановился на работе по созданию реестра новых и наилучших технологий, материалов и решений в отрасли, который предусмотрен национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Реестр - это база данных, включающая в себя полный перечень информации, необходимой для включения в проектно-сметную документацию конкретных конструкций, технологий, материалов, в том числе краткое техническое описание, спецификацию, чертежи, сметные нормы, - отметил Олег Ступников. - Он будет являться одним из элементов информационного моделирования для обеспечения интегрирования уже готовых решений».

Планируется, что его формированием займется ФАУ «РОСДОРНИИ» при участии специалистов Росавтодора и ГК «Автодор».

Участники мероприятия рассмотрели также вопросы стандартизации технологий информационного моделирования, создания ведомственной опорной геодезической сети как основы цифровой дороги, опыт использования BIM-технологий и специализированного программного обеспечения в проектах дорожной инфраструктуры.

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Мамулат в своем докладе отметил основные тенденции развития интеллектуальных транспортных систем. Компании, работающие в данной сфере: ООО «Курсус», ООО «Городские Технологии», АО «СМАРТС», ООО «С-Инфо», представили свой вклад в формирование дорожной инфраструктуры будущего, в том числе опыт создания «умных дорог» в Белгородской области, где внедрили автоматическую систему весогабаритного контроля.

Особое внимание было уделено перспективам развития автоматизированных систем управления дорожным движением как платформы внедрения интеллектуальных сервисов, которые включают оценку транспортного потока, средней его скорости, состояния дорожного полотна, система умного освещения (интегрировать, чтобы дорога становилась цифровой), модуль управление парковочными зонами - парковочные сервисы.

По мнению участников выставки, развитие ИТС является важнейшим фактором снижения числа аварий на дорогах и важным этапом для создания цифровой экономики страны.

16 октября на коллегии Федерального дорожного агентства обсудили планы отрасли на ближайшую перспективу. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ Михаил Черников, депутаты Государственной Думы Российской Федерации Алексей Русских, Евгений Серпер и Сергей Тен, а также руководители Управлений Росавтодора и подведомственных федеральных казенных учреждений.

«Уже сейчас можно сказать, что в текущем дорожно-строительном сезоне Росавтодору удалось реализовать масштабные проекты на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных, - обратился к присутствующим Андрей Костюк и поблагодарил за достигнутые результаты. - Убежден, что работники отрасли и впредь будут добиваться выполнения поставленных перед ними целей».

«Президент России и Правительство Российской Федерации ставят перед дорожной отраслью на ближайшее будущее достаточно амбициозные задачи, которые определяют ее дальнейшее развитие. Изменения, которые должны произойти на дорожной сети в течение шести лет предполагают грандиозный масштаб: это и значительная поддержка региональных и местных дорог, и существенные работы, которые предстоит выполнить на федеральных трассах», - отметил Евгений Дитрих. – Подчеркну, что федеральные дорожники на сегодняшний день – в лидерах по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию дорожной сети. Результат этой работы виден невооруженным глазом, этот труд наконец-то стали уважать пользователи дорог. Между тем, в свете реализации национального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» особое внимание по-прежнему уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. Чтобы выполнить поставленные цели по снижению аварийности необходимо синхронизировать нашу работу».

Этому должен способствовать и один из 4 подпроектов нацпроекта - «Общесистемные меры дорожного хозяйства», в частности предусмотренные в нем меры по переходу на заключение долгосрочных контрактов и внедрение инноваций. Добиться успехов в данном направлении должны не только федеральные дорожники, но и их коллеги из регионов. Необходимо также создать единый реестр новых технологий, материалов и конструкций. Отдельное внимание следует уделить развитию информационного моделирования при проектировании объектов транспортной инфраструктуры - BIM-технологиям.

Безусловно, развитие современных трасс невозможно без новой производительности качества труда. Кроме того, в каждом из управлений Федерального дорожного агентства в обязательном порядке должна быть задействована система управления проектами от начала и до завершения их реализации.

Во многом своеобразным «проводником» для регионов призван стать приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». С 2019 года опыт 36 агломераций по приведение региональной и местной дорожной сети в нормативное состояние будет распространятся на все субъекты Российской Федерации за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Большая роль в реализации национального проекта принадлежит Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ. По словам Михаила Черникова, ГИБДД совместно с Министерством транспорта РФ и Федеральным дорожным агентством провели немалую работу в части подготовки паспорта национального проекта. За последние 10 лет в России смертность в дорожно-транспортных происшествиях сократилась фактически вдвое. В этом году во многом благодаря реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» также можно отметить положительную динамику – удалось сохранить более тысячи жизней. Однако задачи еще более амбициозны – сведение смертности на дорогах страны к нулю. Определенным двигателем в данном направлении должно послужить тиражирование положительного опыта межведомственного взаимодействия, а также опыта проектных офисов, в частности, контроля за работой подрядных организаций. Один из ярких примеров такой работы, который, в хорошем смысле этого слова, может стать для субъектов, вступающих в нацпроект, «шаблонным» - опыт ФКУ «Сибуправтодор», о котором рассказал руководитель учреждения Дмитрий Тулеев. С докладом о значении и результатах приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и подготовке к реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также выступил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.

Одной из тем первого дня деловой программы специализированной выставки «Дорога 2018» стало расширение практики применения контрактов «жизненного цикла» объектов капитального строительства в сфере дорожного хозяйства. В обсуждении приняли участие представители подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений, профильных региональных ведомств, научного сообщества, дорожных организаций.

Круглый стол провел заместитель начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Он подчеркнул, что обеспечение применения новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование контрактов «жизненного цикла» - задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным в Указе от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данный контракт (КЖЦ) предусматривает закупку работы (в том числе проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию объекта.

Как отметил Андрей Чернигов, дорожная отрасль находится в начале пути по расширению практики использования данных инструментов. Такие контракты применяются при строительстве объектов, а также содержании дорожной сети сроком до 5 лет.

Отдельное внимание было уделено особенностям КЖЦ по одновременному проектированию и строительству дорожных объектов. Таким ярким примером является реализация проекта возведения Крымского моста, автодорожная часть которого была открыта в мае текущего года.

«Работы по строительству железнодорожной части объекта проводились параллельно, на сегодняшний день ее готовность - выше 80 процентов, - обозначил исполняющий обязанности ди⁠ректора ФКУ «Тамань» Кайрат Турсунбеков. - Успешное применение на практике контракта в формате «проектирование - строительство», комбинированное исполнение этих задач позволяет заказчику, подрядной организации планировать, прорабатывать все организационные вопросы и последовательно реализовывать объект».

По словам представителя исполнителя работ, руководителя проектов ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Никиты Иванова, именно такой подход позволил существенно сократить сроки проведения конкурсных процедур по проектированию, разработки рабочей документации, в случае реализации проекта по классической схеме на выполнение каждого этапа потребовалось минимум 3 месяца, что в сумме привело бы к смещению конечной даты завершения работ на 9 - 18 месяцев.

Участники обсуждения также рассмотрели вопросы содержание автомобильных дорог на основе долгосрочных государственных контрактов. Как подчеркнул Андрей Чернигов, их применение позволяет предприятиям правильно рассчитывать свои расходы, заблаговременно закупать материалы по выгодным ценам, своевременно развивать производственную базу, проводить обучение сотрудников, что в свою очередь способствует повышению качества работ.

Сейчас согласно постановлению Правительства РФ № 1401-р от 7 июля 2018 года могут заключаться долгосрочные государственные контракты (контракты жизненного цикла - КЖЦ) на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог на срок до 12 лет. В настоящее время утвержден объем финансирования на реализацию таких контрактов в формате «содержание-ремонт» до 2030 года по 4 участкам федеральных дорог общей протяженностью почти 195 км.

Начальник Информационно-аналитического Управления ФАУ «Росдорнии» Екатерина Попова отметила значимость КЖЦ при развитии государственно-частного партнерства в транспортной отрасли, а также необходимость распространения применения таких контрактов на региональном уровне. По мнению руководителя Дорожной ассоциации «Содружество эксплуатирующих организаций» Алексея Амелехина, при развитии практики применения КЖЦ в отрасли важными направлениями становятся совершенствование нормативной базы, укрупнение подрядных организаций, повышение активности профессиональных организаций.

В завершение мероприятия Андрей Чернигов обозначил, что по итогам обсуждения будут сформированы предложения для эффективного решения поставленной Президентом России задачи, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартует в следующем году.